К основному контенту

11 фильмов, которые нужно посмотреть перед премией «Оскар-2020»

Дорога к свободе?


There's a sign on the wall but she wants to be sure
«Cause you know sometimes words have two meanings.
In a tree by the brook, there's a songbird who sings,
Sometimes all of our thoughts are misgiven
Роберт Плант
Как известно, математический язык оперирует аксиомами и теоремами. Из таких же понятий состоит и любой другой язык, отражающий ту или иную сферу человеческой деятельности, в том числе и язык политики. Но если язык математики универсален, то политических языков много, и каждая смена социально-политического устройства влечёт за собой почти неизбежную революцию в языке, которым это новое устройство описывается.
Язык советской политики и идеологии имел свою аксиоматику: свод понятий, как бы само собой разумеющихся и уклоняющихся от рационального анализа. Эти понятия были в большой степени ценностно нагруженными, составляя сакральное ядро советской идеологии. Пришедший ему на смену с переходом на буржуазные рельсы новый политический язык принёс и свою собственную аксиоматику и свой “сакрум”. Одни слова поменяли смысл, другие — ценностную окраску, третьи — просто сменили знак с плюса на минус или наоборот.
К последним принадлежит и такое понятие, как «либерализм». Он вот уже три десятка лет объявляется средоточием всего положительного, доброго и прекрасного, но не объясняется, почему именно мы обязаны его таковым считать. Для исходно либеральной аудитории это может быть и приемлемо, ведь для них это нечто само собой разумеющееся. Но почему-то такой же подход избран и в отношении тех, кто относится к либерализму скептически. Дорога к свободе?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Юрий Терех. Препарация одной диссертации

Это дополненная версия статьи, написанной для «СБ. Беларусь Сегодня». Место на бумаге к сожалению, ограничено, а иногда еще много всего хочется сказать…

Чуть меньше ссылок на источники, чуть больше рассуждений…

В детстве я любил обмотать спичку фольгой, воткнуть ее в землю и поджечь. Получалась небольшая ракета. И когда мои поделки взлетали, я гордо называл себя ракетчиком. Можно ли теперь говорить, что я немного разбираюсь в ракетостроении? Впрочем, речь сегодня пойдет не о ракетчиках, а об историках. Точнее, всего об одном историке, правда, совершенно уникальном.

Знакомьтесь — Кузнецов Игорь Николаевич.

Кандидат исторических наук, доцент кафедры БГУ. Основные направления его научных исследований, согласно информации, размещенной на сайте БГУ — «история политических репрессий 1920—1990-х гг. в СССР и Беларуси, история начального периода Великой Отечественной войны». Да и диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, как написано на том же сайте, он защитил по …

История американского Запада, рассказанная индейцами

Их нравы пристойны и заслуживают похвалыГде ныне пекоты? Где наррагансеты, могикане, поканокеты и множество других могучих племен нашего народа? Их поглотили алчность и гнет белого человека, как поглощают снег лучи летнего солнца. Дадим ли мы в свой черед уничтожить себя без борьбы, покинув наши дома, страну, завещанную нам Великим Духом, могилы наших предков и все, что нам дорого и священно? Знаю, вы воскликните вместе со мной: "Нет, никогда!" Текумзе, из шауниТак повелось с Христофора Колумба, назвавшего этот народ индейцами. Европейцы, белые люди, говорили на разных наречиях и по-разному произносили это слово (Indien, Indianer, Indian). Кличка краснокожие появилась позже. По обычаям гостеприимства, принятым у этого народа, индейцы племени таино с острова Сан-Сальвадор щедро одарили Колумба и его людей, встретив их с почетом."Эти люди столь послушны, столь миролюбивы, – писал Колумб королю и королеве Испании, – я мог бы поклясться Вашим Величествам, что нет на свете л…

«Борьба за идентичность». Как польские националисты навязывают «карту поляка» белорусам

С 4 по 30 октября в Беларуси проходит перепись населения. На ее фоне польские активисты развернули в стране кампанию, призывающую жителей Западной Беларуси записываться поляками. Листовки с подобным содержанием раздают на границе, а агитационные плакаты расклеивают в Гродно, Лиде, Щучине, Вороново и других белорусских городах. При этом активно используется пропаганда «карты поляка», а также утверждается, что подобным образом уже поступили многие уроженцы региона.
Специально для «Евразия.Эксперт» белорусский историк Василь Герасимчик проанализировал, что стоит за этими призывами, и какие последствия они несут для Беларуси. «Борьба за идентичность». Как польские националисты навязывают «карту поляка» белорусам